Nalog-do.ru

Управление финансовыми ресурсами

Методы управления персоналом

Оплата труда – основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы; обеспечивает связь между результатами труда, его процессом, отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормативной продолжительности.

Руководитель предприятия с помощью 5-ти перечисленных компонентов оплаты труда может регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальны и духовные потребности работников и обеспечить рост их жизненного уровня.

4. Рабочая сила: 1) рынок труда; 2) спрос (потребность); 3) наличие (численность); 4) стоимость рабочей силы; 5) уровень жизни.

Рабочая сила – главный элемент любого трудового процесса, обеспечивающий переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.

Рынок труда – неотъемлемая часть рыночной экономики. Представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена. Он является составной частью механизма формирования и изменения пропорций общественного воспроизводства, предопределяет распределение рабочей силы пропорционально структуре общественных потребностей и уровню материального воспроизводства, обеспечивает поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы, формирует резервы в сфере общения и позволяет увязать экономические интересы субъектов трудовых отношений.

5. Рыночное ценообразование: 1) стоимость; 2) цена; 3) себестоимость; 4) доход; 5) прибыль.

Рыночное ценообразование – регулятор товарно-денежных отношений и важный экономический инструмент в соизмерении расходов и доходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отражает общественно-необходимые затраты труда на производство и определяет отношение валовой стоимости товаров, произведённый в государстве за год, к количеству товаров. Цена – денежный эквивалент стоимости, формируется дважды: сначала путём калькуляции затрат (расчётная стоимость), а затем в результате рыночных отношений купли-продажи товара (продажная стоимость). Если цена завышена, то товар не продаётся, если занижена, то приносит убытки предприятию.

6. Ценные бумаги: 1) акции; 2) облигации; 3) векселя; 4) кредитные карты; 5) дивиденды.

Ценные бумаги – главный инструмент фондового рынка. Неденежный эквивалент имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи. Ценные бумаги – неотъемлемая часть фондового рынка. До реформы экономики они не играли значительной роли в условиях государственной монополии и социалистического производства.

Руководитель предприятия может использовать механизм ценных бумаг для достижения экономических интересов, роста благосостояния сотрудников и формирования корпоративных отношений.

7. Налоговая система: 1) на фонд оплаты труда; 2) подоходный налог; 3) НДС; 4) налог на прибыль; 5) прочие.

Налоговая система – важный экономический механизм пополнения казны государства путём взимания налогов с предприятий и граждан. Она задаётся государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для манёвра даже в условиях фискальной системы налогообложения.

8. Формы собственности: 1) государственная (федеральная); 2) муниципальная; 3) частная; 4) общественная; 5) интеллектуальная.

Формы собственности – важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия.

9. Фазы воспроизводства: 1) производство; 2) обмен; 3) распределение; 4) потребление.

Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров.

Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. При неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).

Таблица 2.

Позитивное и негативное воздействие экономических методов управления.

Позитивное воздействие

Негативное воздействие

1. Плановое ведение хозяйства.

1.1. Предприятие – свободный товаропроизводитель и действует на рынке на основе разработанной маркетинговой стратегии по перспективному плану.

1.2. Разрабатывается план экономического развития на основе поставленных долгосрочных целей, производится матричный расчёт объёмов производства и потребления ресурсов на основе экономических нормативов.

1.3. Портфель заказав формируется заблаговременно, служит базой разработки плана экономического развития, производится оптимизация портфеля заказав по времени и стоимости.

1.4. Критерии эффективности работы предприятия чётко определены и ранжированы по важности (самый важный – прибыль; оптимизация планов ведётся исходя из отобранных критериев эффективности.

1.5. Конечные результаты производства чётко определены (выручка, объём продаж, производительность, качество, себестоимость и т. п.). Они являются основой планирования, учёта и анализа, мотивации и стимулирования труда, стабильны во –все времена и по уровням управления, о них знают рядовые сотрудники.

1. Бесплановое ведение хозяйства.

1.1. Предприятие не является свободным товаропроизводителем, не имеет собственной маркетинговой стратегии, перспективный план отсутствует.

1.2. План экономического развития не разрабатывается, увязка объёмов производства и потребных ресурсов не производится, экономические нормативы отсутствуют.

1.3. Портфель заказов формируется стихийно, не служит базой экономического планирования, оптимизация плана по экономическим критериям не производится.

1.4. Критерии эффективности предприятия чётко не определены. Прибыль не является главным критерием. Оптимизация и оценка эффективности работы по критериям не ведутся.

1.5. Конечные результаты производства чётко не определены или размыты. Они не являются основой планирования, учёта или анализа, мотивации и стимулирования труда, часто меняются во времени и по уровням управления, не доведены до рядовых сотрудников.  

2. Развитие хозяйственного расчёта.

2.1. Децентрализованное планирование.

2.2. Нормативный метод взаиморасчётов подразделений.

2.3. Долевое участие подразделений в прибыли.

2.4. Открытие лицевых счетов подразделений.

2.5. Утверждение положения о внутрихозяйственном хозрасчёте.

2. Ликвидация хозяйственного расчёта.

2.1. Централизованное планирование.

2.2. Общезаводская система учёта расходов на производство. Долевое участие подразделений в прибыли.

2.3. Отсутствие участия подразделений в прибыли.

2.4. Ликвидация лицевых счетов подразделений.

2.5. Отмена положения о внутрихозяйственном хозрасчёте.  

3. Рост заработной платы.

3.1. Индексация заработной платы с учётом инфляции и увеличения объёмов производства.

3.2. Развитие форм дополнительной заработной платы с учётом условий труда и квалификации.

3.3. Распределение вознаграждения за конечный результат по КТУ (КТВ) непосредственно в подразделениях.

3.4. Наличие чёткого положения об оплате руда персонала.

3. «Замораживание» заработной платы.

3.1. Фиксированная зарплата на минимальном уровне в отрасли.

3.2. Выплата дополнительной зарплаты по минимуму в пределах КЗоТ.

3.3. Централизованное распределение вознаграждений дирекцией предприятия.

3.4. Отсутствие чёткого положение об оплате труда персонала.  

4. Развитие системы премирования из прибыли.

4.1. Премирование персонала из прибыли в виде процента к должностному окладу (тарифной ставке) или по КТУ.

4.2. Распределение премии из прибыли по конечным результатам деятельности подразделений и внутри самого коллектива.

4.3. Развитие выплат материальной помощи из прибыли с учётом личности работника и различных ситуаций.

4.4. Наличие чёткого положения о премировании.

4. Ликвидация системы премирования из прибыли.

4.1. Эпизодическое премирование персонала из фонда оплаты труда без привязки к прибыли.

4.2. Централизованное распределение премии пропорционально должностным окладам.

4.3. Прекращение выплат материальной помощи или её оказание только в чрезвычайных обстоятельствах.

4.4. Отсутствие (отмена) положения о премировании.  

5. Поощрение роста материальных потребностей.

5.1. Предоставление работникам беспроцентных ссуд на приобретение товаров длительного пользования.

5.2. Обеспечение работников бесплатным или частично оплаченным жильём (общежитием).

5.3. Предоставление работникам бесплатной или минимально оплачиваемой социальной инфраструктуры (детские учреждения, оздоровительный комплекс, профилакторий, автостоянки и т. п.).

5. Игнорирование роста

материальных потребностей.

5.1. Отсутствие ссуд ил их предоставление под банковский процент.

5.2. Отсутствие обеспечения жильём или продажа его по рыночным ценам.

5.3. Ликвидация или отсутствие бесплатной социальной инфраструктуры для работников предприятия.  

6. Развитие социального и

медицинского обеспечения.

6.1. Создание негосударственного пенсионного фонда или дополнительная выплата пенсии за счёт предприятия.

6.2. Страхование работников за счёт предприятия.

6.3. Обеспечение работников бесплатной или частично оплаченной фирменной одеждой и обувь, питанием, транспортом.

6. Игнорирование социального и медицинского обеспечения.

6.1. Использование только государственного пенсионного обеспечения.

6.2. Ликвидация или отсутствие страхования работников за счёт предприятия.

6.3. Ликвидация или отсутствие обеспечения фирменной одеждой, питанием и транспортом.  

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10