Nalog-do.ru

Управление финансовыми ресурсами

Эволюция обеспечения качества продукции.

В становлении современной философии обеспечения качеством можно выелить 4 перекрывающиеся и продолжающиеся стадии :

- контроль;

- управление качеством;

- постоянное повышение качества;

- планирование качества,

которые развивались под влиянием противоречия между внутренними и внешними целями изготовителя : обеспечение качества выпускаемой продукции (внешняя цель) и повышение эффективности произвоства (внутренняя цель).

Стадия контроля.

Она началась при ремесленном и мануфактурном производстве, причем уже в этот период имеются отдельные элементы регламентации требований контроля качества и регламентирующих действий. Научным обобщением опыта, накопленного на этой стадии, стали работы американского ученого Ф. Тейлора. Им предложена концепция научного менеджмента, идея разделения ответственности между работниками и управленцами , идея научного нормирования труда. Тейлор предложил идеи иерархической структуры управления организацией.

Основой концепции обеспечения качества этой стадии можно сформировать так : потребитель должен получить только годные изделия. Внедрение в жизнь этой концепции привело уже в 20-е годы к тому, что численность контролеров в высокотехнологических отраслях стало составлять до 40% от числа производственных рабочих. В рамках этой концепции повышения качества всегда сопровождается рост затрат на его обеспечение, т.е. цели повышения эффективности производства и повышения качества изделия является противоречивыми.

Стадия управления качеством.

В 20-х годах начали разрабатываться и внедраться статистические методы контроля. Появились контрольные карты Шухарта и методы выборочного контроля. Статистические методы дали в руки управленцев инструмент, который позволил сосредоточить усилия не на то, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на то, как увеличить выход годных изделий в процессе производства.

Ядром концепции обеспечения качества на этой стадии стало : основная цель – потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам; контроль продукции сохраняется как один из важных методов обеспечения качества, но главные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий.

Увеличение качества продукции в 60-е годы превратилось в важный фактор общественного производства, приобрело большое социальное значение. В то же время росло понимание того, что каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода годных изделий и этот предел определяется не процессом самим по себе, а системой, т.е. всей совокупностью деятельности предприятия, организации труда, в которой этот процесс протекает. При достижении этого предела с новой остротой действует то же противоречие, что и на предыдущей стаии, т.е. цели повышения эффективности производства и повышения качества продукции являются противоречивыми.

Стадия постоянного повышения качества.

Начало стадии постоянного повышения качества связывают с работами Деминга, Дглурамо. Они разработали программу, основной идеей которой была основа качества продукции – это качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы. При этом программа базировалась уже не на совершенствовании только производственных процессов, а на совершенствовании системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства фирм в проблемах качества, обучение всех сотрудников фирм сверху донизу основным методам обеспечения качества, мотивации сотрудников на высокооплачиваемый труд. Перейти на страницу: 1 2